Седмицы Великого Поста: история происхождения и значение
Семь недель Великого Поста предшествуют главному христианскому празднику — Пасхе. Седмицы Великого Поста — это время сосредоточенной духовной работы верующих христиан, время покаянной молитвы и строго воздержания.
Каждая неделя Великого поста наполнена сакральным смыслом и носит свое собственное название. Но большинство верующих имеют представление только о Страстной седмице, когда церковь вспоминает последнюю неделю земной жизни Спасителя. В статье я расскажу вам о смысле и значении каждой недели Великого поста, потому что это самое важное время во всем литургическом годе.
Зачем нужен строгий пост
Православные христиане вступают в Пост с целью духовного очищения. Это время покаянной молитвы, переосмысления своей жизни, ревизия проведенной за год духовной работы. Во время поста накладываются определенные ограничения на продукты, но к диете это не относится. Пост — не диета, а большая внутренняя духовная работа. Каждый раз, когда человек садится за сервированный постными блюдами обеденный стол, он вспоминает о крестных муках Спасителя и его кровной жертве.
В период поста категорически запрещена мясная и молочная продукция, вместо сливочного масла потребляют растительное — постое. В некоторые дни разрешено есть нежирные сорта рыб и морепродукты, но таких дней мало.
Традиции православного поста:
- строгое воздержание от пищи — первая и седьмая неделя;
- трапезничают только вечером, за исключением воскресенья и субботы (пропускают утренний прием);
- в понедельник, среду, пятницу едят только холодную пищу;
- в субботу и воскресенье можно принять немного виноградного или домашнего вина;
- в страстную пятницу не принято принимать даже сырую пищу;
- некоторые христиане держат голод с пятницы до светлого воскресенья.
В православной традиции неделей называется воскресный день, а седмицей — неделя. Об этом нужно знать, это церковнославянские слова.
Первая седмица — Торжество Православия
Так называется первая неделя поста. Как упоминалось выше, первая неделя (седмица) отличается строгим постом. Отцы церкви советуют отказаться от какой-либо пищи в первые 2 дня седмицы.
В это время церковь вспоминает трагические события, связанные с иконоборчеством, чествует погибших за православные иконы христиан. Когда в III столетии н. э. византийский царь Лев Исаврийский запретил поклонение иконам, началась всенародная трагедия. В храмах уничтожались фрески, росписи, образа: исчезли десятки тысяч раритетных артефактов и святынь.
На заметку! Восстановление иконопочитания именуется Торжеством Православия.
Иконоборческие притеснения по своей ненависти и жестокости можно было сравнить с гонением языческих правителей на первых христиан. Множество изувеченных, искалеченных тел монахов было отдано на поругание зверям и птицам. Некоторые служители церкви были отправлены в ссылку: среди них Иоанн Златоуст.
Война с иконами в Византии продолжалась около ста лет, и лишь при императрице Феодоре было принято решение возобновить древнюю традицию иконопочитания. Это совпало с первой седмицей Великого поста, поэтому память о знаменательном событии хранится и соблюдается по сей день.
В первые 4 дня седмицы по традиции читают покаянный канон Андрея Критского, в пятницу варят пшеницу с медом (коливо) и освящают ее в храме. В этот день почитают свт мчн Феодора Тирона, который предупредил верующих о коварных планах византийского царя-вероотступника окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынке. Феодор явился к братьям в сновидении, предупредил об опасности и посоветовал есть коливо (растительную пищу).
Вторая седмица — святитель Григорий Палама
В эту неделю церковь вспоминает святителя Григория Паламу, который в дискуссии с оппонентами дал великолепный и мудрый ответ о сущности познания Бога человеком. Он сказал, что человек соединяется с Создателем уже здесь, на земле, посредством нетварных энергий (то есть, невещественных). Эти невещественные энергии видели апостолы во время Преображения Христа, когда он беседовал с пророками Моисеем и Илией. Этот же нетварный свет видели подвижники и аскеты, которые смогли узреть его в чистоте своего сердца.
На этой неделе отцы церкви учать верующих, что любой христианин может удостоиться видения божественного нетварного света, которым сиял Иисус Христос на горе Фавор.
Третья седмица — Крестопоклонная
На этой неделе после всенощной выносят украшенный цветами святой Крест для поклонения, он остается в центре храма до пятницы Четвертой седмицы. Этот символ напоминает всем о крестных муках Иисуса, и что на кресте должны были погибнуть грешники. Но Спаситель проявил милость и принял мученическую смерть вместо каждого из нас.
Крест — орудие пытки и смерти — превратился в символ спасения. Поэтому православные верующие носят крестики на теле, видят их на церковных куполах и поклоняются святому Кресту на Крестопоклонной неделе. Это напоминает, какой страшной ценой были искуплены люди за их грехи. Но безгрешный Господь смог победить тление и смерть, воскреснув на третий день в новом теле. Это символизирует обновленную человеческую природу, лишенную греховности.
Четвертая седмица — преподобного Иоанна Лествичника
На этой неделе церковь вспоминает православного подвижника Иоанна Лествичника, который явил миру пример постнической жизни во Христе. В 16-летнем возрасте преподобный поселился в Синайском монастыре и всю свою жизнь провел в благочестии. За свою святость и подвижничество он удостоился звания Учителя и духовного наставника монахов. В своей иноческой жизни преподобный избегал любых крайностей, предпочитал во всем золотую середину. Зато во внутренней (духовной) жизни он стремился нарушить все границы познания Бога. Особенно проникновенно давалось Иоанну покаяние.
За последние 4 года своей жизни прп Иоанн Лествичник написал свою книгу «Лествица». Она стала путеводителем монашеской жизни, руководством в духовной и нравственной жизни. Эта книга получила свое название от монахов, которые попросили преподобного написать для них руководство, которое станет лестницей восхождения к Небесным Вратам. Несмотря на то, что руководство было написано более чем 13 столетий назад, оно до сих пор актуально и пользуется спросом у верующих. В этой книге преподобный доступным языком разъясняет сложные моменты в духовной жизни верующих.
Пятая неделя — прп Марии Египетской
История жизни этой великой пустынножительницы достойна памяти в веках. Мария Египетская показала своим примером, как постническая жизнь и покаяние могут вывести человеческую душу из болотной трясины греха к свету Божьей истины. Мария еще в подростковом возрасте (13 лет) покинула тайно родительский дом в поисках приключений. Авантюра привела девочку в крупнейший в то время город Александрию, где она стала жертвой разгульной жизни.
Несколько десятков лет Мария провела в разврате и пресыщениях, и она считала такую жизнь настоящей и правильной. Блуд стал смыслом ее существования. Однажды она отправилась на корабле в Иерусалим, чтобы расширить круг знакомых мужчин. Увидев толпу людей, идущих в храм, Мария решила пойти вместе с ними. Но зайти в храм так и не смогла, потому что толпа постоянно отбрасывала ее назад. В храмовом притворе Мария увидела образ Пречистой Девы и решила ему помолиться. После этого она смогла войти в церковь.
На следующий день Мария причастилась в церкви Иоанна Крестителя и навсегда ушла от суетной жизни города в пустыню. Там она провела долгих 47 лет, испытав все муки дьявольских соблазнов. Спала Мария на голой земле, питалась пустынной растительностью. Девушке понадобилось около 20 лет, чтобы полностью побороть внутри себя тягу к разгульной жизни. И всякий раз во время соблазнов ей помогал образ Богородицы, которому она поклялась изменить свою жизнь.
В четверг в храмах совершается Стояние Марии Египетской.
Перед своей кончиной святая встретила человека — странствующего инока Зосиму. Ему она поведала о своей судьбе. Зосима рассказал всем, каких духовных высот смогла добиться эта удивительная женщина. Ей ничего не стоило пройти ногами по воде, как по земле, а во время молитвы она поднималась в воздух.
Шестая седмица — Вход Господа в Иерусалим
Это Великий двунадесятый праздник, который именуется в народе Вербным Воскресеньем. Христос явил себя миру как Спаситель. Вербное Воскресенье — радостный и печальный праздник одновременно. Радостный, потому что близко спасение человечества, а печальный — потому что искупление будет совершено страшной кровавой жертвой.
Верующие в этот день приносят в церковь вербу на освящение. В Иерусалиме путь Господа выстилали пальмовыми ветвями, но в России пальмы заменила верба.
Почему народ иудейский не принял своего Спасителя и предал его на казнь смертную? Потому что он принес спасение души, а им нужно было физическое спасение от господства Римской империи. Разочаровавшись в Мессии, иудеи не пощадили Христа. Но таков был план Божий, чтобы Сын Единородный погиб за всех — и за своих почитателей, и за своих хулителей.
На шестой седмице отмечается Лазарева суббота, во время которой верующие вспоминают чудо воскресения умершего Лазаря. Этот день именуют малой Пасхой.
Седьмая седмица — Страстная
Эта седмица занимает особое положение среди всех. Название «страстная» переводится как страдание. В эту неделю Спаситель мира испытает на себе весь гнев и жестокость тех, ради которых он воплотился в этот мир. Он испытает предательство тех, кого любил и кому доверял:
- Петр трижды отречется;
- Иуда сдаст его римским властям;
- все ученики убегут и спрячутся в страхе.
Иисус останется один на один со своими мыслями, страданиями и мучениями. Но он знал, на что шел, поэтому на Кресте крикнет Отцу: «Прости им, ибо не ведают, что творят». В пасхальную ночь священники читают святые тексты над Плащаницей.
В Великий Понедельник церковь вспоминает праведного Иосифа, которого родные братья отдали в египетское рабство, и проклятие Господом бесплодной смоковницы.
В Великий Вторник верующие вспоминают тот момент, когда Иисус открыто проповедовал в Иерусалимском храме.
В Велику Среду церковь вспоминает, как Иуда предал своего Учителя и Спасителя.
В Великий Четверг верующие почитают Тайную Вечерю, на которой Христос ввел правило принятия Святых Даров (евхаристию).
В Великую Пятницу православные христиане вспоминают распятие Господа на кресте за грехи мира. В страстную пятницу не принято вкушать пищу, послабление допускается только детям и старикам.
В Великую Субботу верующие вспоминают сошествие Христа в ад, чтобы освободить из неволи души людей. В этот день многие христиане тоже отказываются от пищи.
Воскресенье — Пасха Господня. Это самый важный праздник христиан, символ вечной жизни и бессмертия души. Церковь вспоминает чудо воскресения Христа из мертвых, победу жизни над смертью.