Таинства православной церкви: краткое описание и смысл
Моя маленькая дочь пришла в церковь в пять лет и сильно испугалась новой обстановки. Пришлось ждать пару лет, чтобы ребенок воспринимал поход в храм спокойно и доброжелательно. Это была моя ошибка, так как не подготовила девочку заранее и не объяснила значение посещения божьего храма. Когда дочка привыкла и освоилась в новой обстановке, тогда с доверием приняла крещение. После я объяснила ей, что такое Таинства православной церкви, и она с удовольствием принимала причастие и пошла на первую исповедь. В статье я хочу рассказать о семи церковных Таинствах, и какую роль они играют в жизни верующего человека.
Обряды и Таинства
Некоторые церковные обряды представляют собой Таинства, которые непостижимы умом человека. Например, во время Таинства причастия хлеб чудесным образом трансформируется в тело Христово, а вино — в кровь. Чтобы это принять, нужна вера, что подобное возможно и допустимо.
Рассмотрим подробно 7 Таинств православной церкви:
- крещение;
- миропомазание;
- покаяние (исповедь);
- причащение;
- соборование;
- венчание;
- священство.
Эти Таинства были определены самим Господом Христом, он заповедал своим ученикам нести людям свет божественной истины евангелия. Через Таинства мы обретаем благодать Духа Святого, милость и спасение. Именно в обретении благодати и состоит отличие Таинства от иных церемоний и действий в церкви.
Если во время молебна или панихиды мы полагаемся на милость божью и не уверены, получим ли ответ. То во время Таинств благодать бога пребывает на верующих постоянно. Если во время обрядовых действий мы выражаем свою веру и благоговение перед богом, то во время Таинства на паству снисходит благодать.
Причащение — самое главное из всех Таинств церковных, когда верующий человек соединяется в духе с плотью и кровью Спасителя. Именно благодаря ему мы обретаем наследие вечной жизни. Слово «евхаристия» переводится с греческого как «благодарение». Мы благодарим Иисуса за дар спасения души.
Вторым по значимости стоит Таинство священства: рукоположение и посвящение в церковный сан. Рукоположение совершает епископ, передавая благодатный дар Духа Святого.
Особо важным из Таинств является и крещение, с помощью него возрастает численность христиан. Остальные церковные Таинства необходимы для раскрытия христианской жизни и святости церкви.
Какие дары обретает человек во время Таинства:
- при крещении происходит рождение духовного человека;
- при миропомазании православный обретает укрепляющую благодать;
- причащение питает верующего духовной пищей;
- покаяние очищает душу от прегрешений;
- священство дает благодать наставлять паству на путь веры;
- венчание освящает супружескую жизнь;
- соборование освобождает от физических и душевных недугов.
Три Таинства являются неповторимыми, то есть, проводятся только раз в жизни. К ним относится крещение, миропомазание и священство. Остальные Таинства повторяются по мере участия верующих. Например, таинство соборования можно проходить ежегодно, а таинство исповеди — каждую неделю.
Крещение
Это Таинство было положено самим Господом Христом, когда он лично крестился в Иордане. После своего воскресения Спаситель заповедал апостолам крестить людей во имя Святой Троицы. Крещение проводят только единожды, ибо невозможно дважды родиться в духовном теле.
Троекратным погружением в воду символически смывается первородный грех. После крещения верующий становится воцерковленным и может причащаться Святых Даров.
После крещения власть дьявола над душой полностью уничтожается, теперь он может лишь соблазнять христианина на грех обманом. Почему православная церковь крестит младенцев, которые не понимают, что с ними происходит? Для этого им даны крестные родители, которые ручаются за своего крестника и обязаны воспитать его в традициях веры. Если крестные не справляются со своей обязанностью, это ложится тяжким бременем греха на их плечи.
Миропомазание
Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.
Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.
Печать Святого Духа ставится на лоб, глаза, губы, уши, сердце, конечности. Таким образом, освящается душа и все тело неофита. Фактически крещение и миропомазание являют собой двуединое действо. При крещении человек рождается духовно, а миропомазание дарует силу Святого Духа. После миропомазания верующий становится подобным Помазаннику Христу.
Исповедь
Покаяние необходимо христианину, оно очищает от грехов вольных и невольных. Иисус Христос благословил учеников прощать грехи паствы:
Для исповедующегося необходимо признать свои прегрешения, искренне раскаяться и иметь твердое намерение исправиться. Иисус Христос взял грехи человечества на себя добровольно, пострадал за каждого из нас. Это была добровольная жертва, поэтому христианин должен осознавать величие дара Спасителя и не быть неблагодарным. Признать свой грех — это признание искупительной жертвы, а принять решение исправиться — это благодарность за дар спасения души.
Святые отцы говорят, что покаяние — это основа христианской жизни. Человек слаб и немощен духовно согласно своей природе, поэтому надеется только на благодать и милость божью в спасении. Однако нельзя превращать милость божью в профанацию и грешить бессовестным образом. Это является выражением неблагодарности Спасителю. Грехи отдаляют верующего от бога, а искреннее покаяние и исправление приближает. Покаяние еще называют крещение слезами.
Признание своей грешной природы приближает человека к богу. Кто не видит своих грехов, тот болен духовно.
Однако следует помнить, что бог видит сердца людей, поэтому формальное покаяние не имеет силы и прощения. Если человек в сердце своем помышляет о грехе, формально покаявшись, это наносит большой вред его душе. Это называется духовной болезнью. Православный должен осознать свои прегрешения, принять твердое намерение избавиться от страстей и просить помощи у Господа в исправлении.
Искреннее покаяние готовит нас к Страшному Суду. Кто постоянно исповедуется и стремится исправиться, тому можно не бояться держать ответ перед богом. Не нужно стыдиться священника, которому исповедуешься, ведь он поставлен для этой цели самим богом. Нужно бояться и стыдиться нераскаянного греха. Если человек страдает забывчивостью, можно записать свои прегрешения на бумагу и прочитать священнику. Важно ничего не забыть.
Первая исповедь
Когда ребенку исполняется 7 лет, родители должны подготовить его к первой исповеди, от которой зависит его дальнейшая жизнь как христианина. Нельзя пугать ребенка наказанием божьим, необходимо прививать любовь к богу и чаще рассказывать о его заботе. Страх перед наказанием может привести к дальнейшему отказу взрослого ребенка от веры.
Нужно помочь ребенку преодолеть застенчивость перед исповедью, помочь и одобрить его решимость рассказать о прегрешениях. Поэтому к первой исповеди детей готовят заблаговременно, а не ставят перед фактом. В задачу родителей входит объяснение смысла покаяния и опасности греховных поступков для души. Опасность не должна представляться ребенку чем-то фатальным, но огорчением бога — любящего отца. Необходимо привить ребенку доверительное отношение к священнику и исповеди, объяснить важность покаяния для его правильных взаимоотношений с небесным отцом.
Таинство причастия
Евхаристия — одно из важных Таинств, когда верующий приобщается Святых Даров и становится одним целым с Иисусом Христом. Без причастия невозможно войти в жизнь вечную и обрести наследие царства небесного. Евхаристия была определена Господом Христом на тайной вечере, когда он разломил хлеб и назвал его своим Телом. Дав апостолам вина, он назвал его своей Кровью. С тех пор верующие постоянно причащаются Святых Даров на богослужениях.
Каким образом вино может пресуществиться в кровь, а хлеб в тело? Это невозможно объяснить логически, так как речь идет о духовных вещах. Вино и хлеб не меняют своих физических свойств, но изменяется их духовная составляющая.
Однако апостолы предупреждают, что причащаться Святых Даров нужно достойно, так как недостойно причащающийся ест и пьет осуждение себе.
Таинство причащения именуется по-гречески евхаристией (благодарением). Оно проводится на службах и является центральной частью литургии. Именно искреннее участие в церковной жизни и причащение делает из верующего настоящего служителя Христа и исполнителя его заповедей. Ибо вера без дел мертва. Евхаристия является воспоминанием о добровольной жертве Христа, служит выражением благодарности за спасение и наследие царства божьего. Иисус добровольно пошел на крестные страдания, отдав свое тело и кровь во искупление грехов человечества. В благодарность за эту жертву верующие еженедельно причащаются Святых Даров.
Священство
Священником становятся через архиерейское рукоположение. С этого момента посвященный обретает благодать для служения в церкви.
Посвящаемый в чин диакона обретает право присутствовать и помогать при отправлении церковных Таинств, священник отправляет Таинства, а епископ (архиерей) посвящает других для отправления церковных Таинств. Таинство священства было определено Спасителем. Апостолы оправляли данное Таинство через возложение рук. Таким образом преемственность дошла и до наших времен.В православной традиции священнослужителей называют святыми отцами либо батюшками (ласково). Архиерея величают Владыкой, а патриарха — Ваше Святейшество.
Соборование
Елеосвящение освобождает от душевных и телесных недугов. Это таинство проводят как для здоровых людей, так и для тяжело больных. Соборование также проводят умирающему человеку, чтобы освободить его душу от ведомых и неведомых грехов. Во время соборования верующего мажут освященным елеем, призывая тем самым благодать божью.
Детей до семи лет не соборуют, так как они не совершают осознанных грехов.
Почему елеосвящение называют соборованием? Потому что Таинство отправляют 7 священников (собор). Но в современной практике елеосвящение может отправлять и один служитель. Первые соборования проводили апостолы, получив благодать на исцеление больных.
Больной человек обретает благодать исцеления, но не всегда. Это зависит от милости божьей, а не от усердия священников в чтении молитв и писаний. Чем соборование отличается от покаяния? Тем, что верующему прощаются даже те грехи, о которых он забыл или на которые не обратил внимания. Считается, что болезнь настигает человека из-за совершенных грехов, поэтому очень важно покаяться перед соборованием. Если христианин находится без сознания, то соборование проводят без его участия. Однако этот человек должен быть активным членом церкви, а не просто числиться православным.
Амвросий Оптинский говорил:
В евангелии указано, что получившие благодать врачевания апостолы исцеляли помазанием елеем многих недужных. И сейчас Таинство елеосвящения помогает поднять на ноги тяжело больных людей, избавляет от душевных и телесных скорбей искренне верующих. Чудо исцеления невозможно объяснить рационально, ибо оно происходит силой Духа Святого и благодатью божьей.
В народе бытует мнение, что соборование проводят исключительно над умирающими людьми. Это не правильное мнение, так как апостолы заповедали освящать елеем просто тяжело больных и недужных людей. Однако елеосвящение является последним помазанием в жизни каждого христианина, кто стоит на пороге вечности. Не стоит впадать в суеверия и думать, что после соборования больной непременно умрет. Это заблуждение, ведь многие больные после елеосвящения полностью исцеляются.
Нужно ли после соборования продолжать лечение медикаментами? Конечно, необходимо довести лечение до конца по назначению врача. Как только больному станет легче, следует прийти в церковь на причастие.
Венчание
Во время церковного венчания молодожены обретают благодать Святого Духа и благословение на благополучную супружескую жизнь. Венчание символизирует союз Господа Христа с церковью, поэтому брак считается священным. Апостол Павел указывал:
При этом следует осознавать, что венчание не является неким магическим обрядом, который навечно соединяет мужа и жену. Супруги должны вести благочестивую жизнь, принимать участие в церковной жизни и воспитывать детей в православных традициях. Бог посылает свою благодать венчающимся, но они должны жить по евангельским заповедям. К сожалению, не все супружеские пары это понимают до конца, а просто надеются на чудо или волшебство.