Постриг — это обряд или церковное таинство
С возрождением традиций православной церкви христианство прочно вошло в нашу жизнь. Однако православные верующие не всегда правильно понимают обрядовость и таинства церкви, с чем связано множество вопросов. Рассмотрим один из них: постриг — это таинство или обряд? Что происходит во время пострижения в монахи или монахини? Что необходимо, чтобы стать монахом? Также коснемся исторических моментов, связанных с данным действом.
Смысл пострижения
Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.
В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?
Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.
Смысл пострижения волос:
- приношение богу от верхней части нашего тела;
- отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.
Таким образом, человек проходит как бы повторное крещение. Однако к обетам служения богу добавляется еще одна часть — духовный брак со Христом. Душа монаха или монахини в это время сочетается нерасторжимыми брачными узами с духом Христа, становится одним целым с ним.
Монашеский постриг — это заключение духовного брака со Христом и отрицание мирской жизни.
Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.
Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.
История пострижения
Примерно до 17 века постриг совершали особенным образом — полностью сбривали волосы на макушке головы. Это можно увидеть на иконах того времени. В чем смысл подобной прически? Считается, что волосы являются украшением человека, и даже гордостью. Соответственно, если человек добровольно лишает себя гордости, это является выражением покорности богу.
Если вспомнить библейский рассказ о Самсоне и Далиле, становится ясно, что волосы содержат в себе еще и мистическую силу. Лишившийся части своих волос Самсон, утратил вместе с ними свою чудодейственную силу. Монаху отныне не нужны ни красота, ни гордость, ни мирская удача и сила — он добровольно от этого отказывается.
В современной православной церкви всю макушку не сбривают, а просто выстригают пряди волос крестообразно. Однако это только видимая часть Таинства пострижения. На самом деле постриг состоит из нескольких частей, происходящих через определенное время.
Подготовительная часть к постригу:
- трудничество;
- послушничество;
- иночество.
Кто такой трудник в монастыре? Это еще не монах, а мирянин, который трудится в монастырской обители. Трудник может быть семейным человеком, который находится некоторое время в монастыре. В обитель может приехать даже целая семья, этот обычай приобрел широкий размах в современной России. Многие миряне предпочитают проводить в монастырях свой трудовой отпуск. Чин трудника не предполагает дальнейшее монашеское житие.
Кто такой послушник? Его роль в обители мало чем отличается от роли трудника — они совместно выполняют одну и ту же работу. Однако, в отличие от трудника, который по статусу является просто гостем, послушник принадлежит монашеской общине и является ее членом. Послушание — это испытательный срок перед постригом.
Ношение монашеской одежды и пострижение волос не дает право быть монахом. Монах — человек, давший обет монашества.
Послушничество существует в двух формах — с правом ношения монашеской рясы и без права. Право носить рясу выводит послушника в чин инока и называется — рясофор. Этот послушник и получает благодать пострижения в монахи с наречением новым именем. Является ли инок полноправным монахом? Пока не является, так как не дал монашеский обет служения.
Рясофор можно сравнить с обручением, а схиму — с браком.
Иночество еще называют другим словом — рясофор. Рясофорные иноки называются иеромонахами и могут принимать сан священника.
Постриг как Таинство
Теперь рассмотрим ступени посвящения в монахи. В современной православной церкви существуют три формы проведения пострига:
- рясофор;
- мантия (малая схима);
- великая схима.
Как вы поняли, настоящее монашество начинается с пострига в схиму. Схима отличается от рясофора произнесением обета монашества. То есть, человек заключает небесный брак с Христом и полностью посвящает себя служению. Малая и великая схима — это произнесение обетов. Тогда чем они отличаются друг от друга? Ответа пока нет, так как в лоне церкви пока не определились с этими чинопоследованиями.
Например, в Афонском монастыре сразу же постригают в великую схиму, минуя малую. А вот в русской православной церкви в великую схиму постригают только пожилых монахов, которые не в состоянии нести обычное послушание. Видимо, это связано с особенностями русской православной традиции. Фактически малая схима ничем не отличается от великой, и мантийный монах принимает полноценный монашеский постриг.
Многие интересуются, а как проходит постриг в монахини в русской православной традиции? Обрядовое действие начинается со чтения тропаря о блудном сыне. В это время будущая монахиня ползет на животе в центр храма, где и остается в положении лицом в пол с распростертыми крестом руками. Такое действие является символом покаяния и осознания своей греховности.
Затем ей дают команду подняться с пола и огласить свое решение посвятить жизнь богу. При этом постригающий предупреждает, что обет монашества принимает сам Иисус Христос вместе с Богоматерью и всем воинством небесным. После этого будущая монахиня дает обеты:
- постоянно проживать в стенах монастыря;
- молиться и поститься;
- неуклонно соблюдать уставы монастыря;
- терпеливо переносить все испытания;
- не помышлять о земном браке;
- слушаться настоятельницу и сестер;
- не помышлять о земных благах.
После обетов постригающий разъясняет особенности монашеской жизни, кладет на голову постригаемой Писание и молится о вразумлении и наставлении Духа Святого. После этого постригаемая должна трижды поднять с пола ножницы и трижды отдать их игумену. Это действие необходимо для того, чтобы убедиться в добровольном принятии решения о постриге. Женщина может еще отказаться от своего решения, пока ножницы не коснутся ее волос.
Во время пострижения новоиспеченная инокиня впервые слышит свое новое имя, которым будет отныне называться. Заранее имя никому не сообщают, его держат в тайне. Далее инокиню облачают в новые одежды, которые она должна поцеловать. Также она целует и руку игумена. После этого ей дают зажженную свечу, крест и четки.
Но это только внешняя обрядовая сторона, впереди новопостриженную ожидает житие в духе, посте, постоянной молитве и деятельном покаянии. Именно это делание совершает внутреннее перерождение и освящение храма тела монахини.
Отличие обряда от Таинства
Является ли постриг Таинством церкви? Несомненно, это Таинство, а не простой обряд. Отличие Таинства от церковного обряда довольно существенное. Во время Таинства человек обретает новое качество, новый статус — то, чего не было ранее. Например, крещение — это Таинство. На церковном языке обретение нового называется преложением или пресуществлением.
Во время крещения вода таинственным образом прелагается в святую, становится проводником божьей благодати. А сам крещаемый человек из ветхого прелагается в нового. В Таинстве Причастия простое вино прелагается в кровь Христову, а хлеб прелагается в тело Христово. Причащающиеся таинственным образом прелагаются в новую сущность, в которой пребывает благодать божья.
Итак, монашество — это второе крещение человека. Ему прощаются все прежние прегрешения, и он вступает на новый путь следования за Христом. Святитель Симеон Солунский так писал о Таинстве пострижения:
Однако не следует путать пострижение с крещением, так как во время пострига человек обновляет своею природу. Крещение же едино во оставление грехов. Крещение дает духовное рождение человека, а постриг сотворяет из него ангелоподобную личность — ведь он живет в девстве ради обретения царствия небесного.
Почему монаху дается новое имя, как и при Таинстве Крещения? Ответ лежит в плоскости ветхозаветных догматов. Мы можем видеть, что Господь всегда нарекал человека новым именем, когда наделял новыми полномочиями. В Новом Завете эту традицию продолжил Христос, когда давал своим ученикам новые имена. Новое имя предполагает новые отношения нарекаемого с тем, кто дал ему это имя. Монах дает обет послушания, значит, между ним и богом устанавливаются новые взаимоотношения.
Кто дает новое имя постригаемому? Тот, кто проводит постриг. Это является его исключительной прерогативой. По каким принципам проходит имянаречение? Это зависит от традиций обители либо от выбора нарекающего.