Каббала по Лайтману
Многие века Каббала была доступна для изучения лишь ортодоксальным евреям старше сорока лет. В демократичном ХХ веке даже это древнее учение стало более лояльным благодаря стараниям Михаеля Лайтмана — основоположника современного течения Каббалы, которое воспринимает её как науку о мироздании, доступную для изучения всем желающим. Каббала по Лайтману — это система постижения высших миров, а также способ осознания связи между человеком и Творцом.
Если традиционная Каббала заключалась в изучении мистических свойств еврейского алфавита и соблюдении предписаний Торы, то Каббала Лайтмана открыла человечеству глубокую суть структуры мироздания и возможность самостоятельно познать эту структуру. Согласно Лайтману, Вселенная состоит из четырёх миров, каждый из которых — точное отображение предыдущего, но с иными качествами материи. Наш мир — самый низкий и грубый, хотя любая существующая в нём вещь — точное подобие такой же в тонких мирах. В основе Каббалы по Латману — символ дерева, как образца системы взаимосвязей между высшими и низшими мирами. Корень дерева — это первичные образы вещей и явлений, существующие в высшем из миров. Подобно ветвям, тени от «первовещей» произрастают в каждый следующий мир, создавая в них свои подобия. Таким образом, всё, что существует в нашем мире — это окончание «тени», которую кидает сквозь миры «первовещь». Каббала Лайтмана утверждает, что, точно так же, как «дерево» существования начинается в тонких сферах и заканчивается в физическом мире, человеческое сознание, познавая отображения первичных образов, может подниматься всё выше и выше по мировой иерархии. Для этой высокой цели как раз и служит Каббала.
Каббала по Лайтману — это метод самоуглубления и познания сути вещей с целью возвысить своё сознание до уровня Творца. Для этого необходимо изучать священные книги Каббалы и развивать в себе так называемый внутренний экран — «шестое чувство», с помощью которого человек сможет увидеть горние миры. Но мало просто читать каббалистические книги — необходимо глубоко впустить их в себя, чтобы духовно им уподобится, открыть некое трансцендентное понимание написанного. Для этого нужен учитель и единомышленники, поскольку объединение с приспешниками тех же идей способствует постижению философской концепции науки Каббала.
Очень важную роль в Каббале Лайтмана отыгрывает теория взаимоотношений человека со своим Творцом. Лайтман утверждает, что удачи и неудачи каждого человека наперёд продуманы Богом с целью подтолкнуть своё творение к правильному пути, который, в конце концов, сделает творение равным Творцу. Создавая на Земле горе и смерть, Творец стремиться объяснить человеку его истинное предназначение. Если бы творение получало от жизни только желаемое, оно бы никогда не прогрессировало и не осознало бы альтруизм и любовь, как основные качества Бога.
Следует заметить, что Каббала по Лайтману воспринимается мировой общественностью весьма агрессивно. Очень часто Лайтмана обвиняют в создании тоталитарной секты с целью выкачки денег и возвышения собственной персоны в качестве мессии. Больше всего по поводу Каббалы Лайтмана негодуют последователи классической Каббалы, ведь Лайтман выносит на публику еврейские эзотерические идеи, которые ни в коем случае не должны становится достоянием профанов.
Как бы то ни было, Каббала по Лайтману являет собой довольно интересную философскую концепцию, мировоззренческая модель которой весьма умело отвечает на многие сакраментальные вопросы. Вероятно, предлагаемый этим учением способ познания духовных структур Вселенной ничуть не хуже любого подобного, напротив — его оригинальность способна заинтриговать даже самого ярого скептика.