Йога: гармония тела и духа
Дух и тело неделимы. Это правило присуще практически всем восточным практикам. Однако, в некоторых из них акцент все-таки ставится на теле. У такого подхода есть и своя разумная аргументация: познание себя возможно только через сосредоточение грубых физических потоков, которые систематизируют тонкие духовные энергии. К подобным практикам относится и йога.
Традиционно в европеизированных странах йога воспринимается лишь как система упражнений. В лучшем случае ее западные адепты, кроме изучения навыков физической нагрузки, утруждают себя изучением еще и дыхательных практик. Для того, чтобы йога стала не только путем спасения души и обретения внутренней гармонии, но и стилем жизни, необходимо изучить все аспекты ее исторического развития: от тайны возникновения до секретов практики.
Йога не является религиозным понятием. В социокультурном смысле это скорее одна из составных частей нескольких индийских религий, которые на протяжении многих веков не делили ее между собой, а в лоне собственных представлений развивали, предавая йоге особые черты. Преимущественно эта практика применялась в рамках буддизма и индуизма для достижения максимальной степени концентрации и управления физическими силами тела. Само слова «йога» восходит к санскритским «йодж» или «йудж», которые означают весьма широкий круг понятий — упражнение, единение, обуздание, связь, гармония.
Сегодня существует 5 основных направлений йоги:
- Раджа-йога (классическая йога)
- Карма-йога (йога деятельности)
- Джнана-йога (йога знания)
- Бхакти-йога (йога преданности)
- Хатха-йога (очищение тела)
Именно последняя наиболее популярна в Западном мире. И именно ее ассоциируют европейцы с общим понятием йоги, значительно умоляя истинное предназначение этой практики гармонизации духа и сводя ее лишь к асанам — физическим упражнениям.
История возникновения йоги запутана и туманна. Однако принято считать, что она впервые упоминается в древнем индийском источнике «Риг-веде». Также ученые утверждают, что йога проистекает из аскетических практик ведической религии. Так называемые тапасы упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах, которые восходят к X-VI векам до н. э. В Европу йога пришла в конце ХIХ столетия с трудами немецкого философа Артура Шопенгауэр, который увлекался изучением Упанишад. Следующий виток интереса произошел в середину прошлого века.
Согласно традиционным индийским представлениям о йоге, ее конечная цель заключается в достижении мокши — освобождения из колеса сансары и перерождений. Для непосвященных путь достижения мокши может и не иметь смысла, но увлекаясь этой практикой, каждый осознает конечность земного бытия и бесконечность духовного.