Жизнь тибетских монахов
С незапамятных времен Тибет притягивал умы ученых и мистиков со всех концов света. В этой статье вы узнаете о повседневной жизни тибетских монахов, а также об отшельниках, уходящих в пещеры для обретения духовной свободы.
Школа терпения
Среди мировых религий буддизм, по мнению многих богословов, является самой мирной религией. Действительно, последователи Будды, то есть Просветленного, никогда не навязывали своей веры другим, не обращали неверных в истинную веру, не устраивали завоевательных походов во славу своей религии. Основатель религии Будда, будучи принцем Гаутамой из племени Шакья, создал свою религию на основе индуистских вед. Он принес новое учение о совершенствовании скрытых возможностей человека, но при этом не отрицал старых богов индуистского пантеона. Буддизм никогда не насаждался огнем и мечом, но при этом приобрел огромное количество последователей у разных народов.
Монахи немногочисленных тибетских монастырей ведут замкнутый и довольно размеренный образ жизни. С внешним миром они сообщаются только тогда, кода в обитель приходит очередной караван с продовольствием. Никаких других средств общения с внешним миром у монахов не существует. Жизнь монастыря размеренна и нетороплива. День начинается с молитвы и ей же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям, то есть уходу в другие реальности.
Жизнь монастыря напоминает потусторонний мир. Кроме молитв невозможно услышать ни одного лишнего слова. Монахи отличаются необыкновенной замкнутостью. Можно потратить часы на разговор с ними, при этом они будут внимательно слушать собеседника, но не произнесут ни одного слова.
Действия монахов не лишены смысла. Своим молчанием они проверяют стойкость собеседника. По мнению монахов, мир суетен, добиться же понимания высшего смысла можно лишь терпением. А человек нетерпеливый, желающий знать все и сразу, не достоин владеть высшим знанием.
Это тяжелое испытание помимо этического несет и сакральный, мистический смысл. Казалось бы, отрешенный неземной взгляд монаха, направленный в иные пласты реальности, на самом деле смотрит в души собеседника и читает его самые сокровенные мысли. Если человек пришел в обитель, гонясь за очередной сенсацией или просто ради любопытства, то тайны останутся сокрытыми для него навсегда. Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.
В добровольном заточении
Об отшельниках монахи всегда отзываются с уважением. Избравший этот путь монах уже при жизни считается подобием христианского святого. Об отшельниках тибетские монахи говорят крайне мало и неохотно, поскольку это является одной из самых сокровенных тайн.
Монахом одного из тибетских храмов может стать далеко не каждый. Здесь не играет роли социальное положение. Все мирское остается за стенами храма. И кроме одежды, теплого одеяла и миски монах ничего не имеет.
А отшельниками становятся единицы из тех немногих, кто был принят в один из буддистских храмов Тибета. Не существует ни посвящения в отшельники, ни специальных критериев отбора. Просто однажды к настоятелю храма приходит один из послушников и говорит, что хочет стать отшельником. Слово у монахов имеет ту же силу, что и мысль, поскольку помыслы монахов открыты друг другу. И печать избранности хорошо видна настоятелю.
Отшельников условно можно разделить на два типа, каждый из которых является сугубо индивидуальным путем ищущего просветления. Этот путь выбирает не сам человек, а его высшая сущность, душа. Она выбирает не самый короткий, а самый оптимальный путь к познанию. Часть отшельников удаляется в пещеры, коих в Тибете существует очень много. Эта категория отшельников не дает обет молчания.
Стоит отметить, что обычные люди относятся к монахам, а тем более к отшельникам, с огромной долей почтительности. Еда для отшельника доставляется бесплатно. Более того, нередко купеческие караваны специально прокладывают путь таким образом, чтобы попасть к отшельнику. Встреча с ним дарует не только безопасность на горных тропах, где постоянно случаются обвалы, но и приносит мудрость, поскольку в каждом его слове есть частичка просветления.
Но самым суровым испытанием для тела и духа является второй тип отшельничества. Избравший его, добровольно позволяет себя замуровать в небольшой хижине, лишив не только общения, но и солнечного света и свежего воздуха. Только молчаливый страж может приносить пищу в узкое отверстие в стене.
Решивший добровольно заточить себя, должен сообщить об этом настоятелю храма. После этого будущий отшельник из числа монахов избирает себе стража, человека, от которого будет в последующем зависеть его жизнь. В древние времена отшельник и страж сами строили хижину. После этого в одну из комнат заходил отшельник, а страж закладывал ее камнями, оставляя лишь небольшое отверстие для того, чтобы передавать ему воду и еду.
Помещение для жизни очень маленькое — всего пару шагов в длину и ширину. Свет туда проникает через небольшое отверстие в замурованной стене, когда страж приносит еду. Происходит это раз в неделю. Пища самая простая — на неделю миска цампы (муки из поджаренных зерен ячменя) и кружка воды. Воздух в комнате обновляется всего лишь один раз в неделю. Так что отшельник помимо голода и холода испытывает постоянную нехватку кислорода.
По мнению цивилизованного человека, подобное истязание плоти бесчеловечно и не может нести никаких духовных ценностей. Однако тибетские монахи считают: чем больше страдает плоть, тем сильнее становится дух.
Отшельник, отрезанный от окружающего мира, начинает видеть его по-иному. Зрение отбирает темнота, но обостряется слух. Со временем он начинает слышать, как бежит кровь по венам, а звук отодвигаемого кирпича в стене становится похожим на звук камнепада. Мышцы постепенно атрофируются, и единственное, на что остается способен монах, — это подойти и взять порцию еды. Недостаток кислорода погружает его в состояние транса, и постепенно он обретает духовную свободу, ради которой принял добровольное заточение.