Славянское язычество: особенности, как исчезло, современное возрождение
Язычество на Руси — представляет собой совокупность дохристианских представлений про мир и человечество, которой придерживались древние славяне. Являлось официальной и главной религией в Древнерусском государстве до 988 года, когда провели христианизацию Руси.
Но даже после, вплоть до 50 годов 13 столетия люди тайно продолжали придерживаться язычества, пренебрегая запретами правящей элиты. И тогда, когда славянское язычество полностью сменилось христианской верой, часть обычаев и верований продолжают сильно влиять на особенности славянской культуры, традиций и жизни в целом. В наши дни наблюдается частичное возрождения языческий знаний.
Характеристика язычества Древней Руси
До нас дошло очень мало информации о религии предков: изначальные отрывки сведений про славянство рассказывают письменные источники 6 века, когда они вплотную соприкасаются с Византийской империей. Больше всего известно о древнеславянском божестве Перуне, которому в языческом пантеоне досталась роль громовержца, бога молнии и войны.
Ещё можно с уверенностью отнести к праславянским следующие виды понятий:
- дух, душа;
- навь (мир мёртвых, мертвецы);
- рай (потустороннее измерение);
- волколак (оборотень);
- упырь (кровосос);
- треба (жертва).
В язычестве понятие души кардинально различается от современного, христианского. Так, душу воспринимали не в качестве материальной сущности, а представляли в виде самой личности человека, после физической смерти уходящей в мир Нави.
Характерные черты
Выделяют несколько базовых характеристик язычества, как системы мировоззрения, а именно:
- наши предки одухотворяли силы природы, поклоняясь им;
- чтили память своих пращуров;
- верили в потусторонние силы, которые имеют место в жизни человека и непосредственно влияют на него;
- были убеждены в том, что с помощью магии, воздействия определённых видов энергии можно менять свою жизнь в нужном направлении;
- исцеляли болезни с помощью молитв и методов натуральной медицины.
Так как аутентичные мифологические тексты отсутствуют, то всю информацию про язычество славян предоставляют исключительно вторичные источники: археологические и книжно-письменные данные (летопись, хроника и тому подобные), а также иностранные свидетельства, христианские поучения против язычества. Кроме того, сравнивают славянские данные с данными остальных индоевропейских культур (балтийская, иранская, германская и другие).
При этом самыми достоверными считают называемые «современными» (относимые к 19 и 20 векам) свидетельства языческих обрядов языкового, этнографического и фольклорного характера.
Отношение к божествам
Изучив археологические сведения, а также ознакомившись с письменными источниками, видим, что древние славяне создавали скульптуры своих богов (называются идолами). Материалом изготовления служило дерево и камень. При этом характерно, что идолы восточной категории славян были более простыми, грубыми, а западной — выполненными сложнее и изящнее.
Поклонение перед идолами проводилось на открытых святилищах (известных как капища). Как правило, вместо храмов славяне отправлялись в лес. Исключение представляют собой только западные язычники. Правда, есть версия, что храмы были деревянными и со временем просто разрушились, не оставив никакого следа.
На капищах выполнялись различные ритуалы поклонения перед идолами. Святилища обычно огораживали, также на них разжигали костры, временные либо постоянные. Информация из летописей говорит о множественных капищах Перуна, которые были в Новгороде, а также на Перыни. Есть предположения, что в советское время их обнаруживали, но тщательно скрыли данный факт от населения. Из обнародованных археологических находок можно говорить о Збручском культовом центре.
Сейчас часто возникают теории по поводу того, что святилищами у северо-западных славян были сопки, являющиеся сакральными памятниками. Сопки — это насыпи, сделанные над могилами. В любом случае, насыпь обладала ритуальной функцией, больше, чем погребальной. Часть остатков подобного святилища, возможно, обнаружено на Перыни. Но славяне преклонялись не только перед идолами, а ещё перед священными камнями-валунами.
Вызывает интерес письмо, написанное митрополитом Макарией царю Ивану Грозному в 1534 году. Оно гласит о сохранении «скверных идольских мольбищ» вплоть до царствования князя Василия Ивановича. Ещё в нём говорится об использовании для молитв «леса и камней и рек и болот, источников и гор и холмов, солнца и месяца и звёзд и озёр».
Жрецы
По мнению некоторых учёных, вождь (занимающий пост князя) в древнем славянстве владел одновременно административными, военными и религиозными функциями.
Уже ко второй половине 1 тысячелетия нашей эры славяне занимают слишком большую территорию, в связи с чем, наблюдается разница в их общественном развитии:
- Жители южных областей — оказываются под сильным влиянием Византийской империи (в частности, христианской религии), поэтому жречество у них постепенно устраняется.
- Проживающие в западных регионахславяне– по своему развитию опережают собратьев. Древние источники рассказывают о большом влиянии у них жречества, впоследствии владевшего всей политической властью.
- Что касается восточной категории — то у них жречество только формировалось, но было прервано установлением христианской веры. Существует мнение, что восточные славяне также имели жрецов в дохристианское время.
Правда, вероятно, что преобладали более гадалки, колдуны и знахари. В древнерусских источниках они носят название волхвов, ведунов, чародеев, кудесников, ворожей и так далее.
Такие люди занимались знахарством — то есть, лечили с помощью наговоров, обрядов и природных лекарственных средств. При этом они практиковали бытовую магию (любовного и обережного характера). Проводили различные ритуалы, изготавливали особые зелья, талисманы, обереги и иные мистические предметы. Гадали различными способами: с помощью птичьего и животного крика, на воске, олове.
Как христианство вытеснило язычество
В том, чтобы заменить язычество Древней Руси христианством, проявляла интерес Византийская империя. Ей это было нужно, так как считалось, что любая народность, принимаемая христианство от императора и патриарха по умолчанию превращается в вассала Византии. А поддержание связей Руси и Византии позволяло христианской религии постепенно оказываться в русской среде.
Летописи утверждают, что князь Владимир первоначально выбрал христианство, как веру для себя, а потом уже принял решение о крещении всей Руси. Якобы, князь с его окружением прислушались к миссионерам из различных конфессий: булгарам-мусульманам, «римским немцам», хазарским иудеям и «византийско-греческим философам».
Считается, что после этого правитель отправляет соратников по разным уголкам страны, дав им задание выведать какая из религий будет самой лучшей. А те, вернувшись, ответили, что самая хорошая — вера греческая.
Учёные говорят о том, что на утверждение христианской веры значительно повлияли прагматические соображения: было важно, чтобы новая религия способствовала религиозно-идеологическому подкреплению государственности и власти правителей Киевской Руси.
При этом внедрение князем Владимиром христианской веры на Руси стало только начальной точкой в данном процессе. Впоследствии языческое мировоззрение постепенно уходило, забывалось, тянулось это не годами, а многими десятилетиями.
Во время правления Владимира христианство приняла только его семья, дружина. Большая же часть людей продолжала придерживаться язычества вплоть до 11 столетия. Хотя даже в первой половине 12 века по информации из старинных летописей, люди ещё занимались языческими религиозными действами.
До середины 13 столетия по археологическим находкам, славяне продолжали выполнять языческие ритуалы. А в прикладном искусстве тех времён прослеживается более или менее выраженная языческая символика. И речь идёт при этом о больших городах, а что касается сёл и деревень, то в них процесс внедрения христианства был ещё более медленным.
Полноценными христианами могли считаться только представители третьего поколения после того, как была окрещена Русь, которые проживали при Ярославе Мудром.
И хотя власть создавала множество запретов, язычество незримой нитью приникло в православие, навечно укоренившись в русских традициях и обычаях. И по сегодня многие люди придерживаются традиционных славянских праздников: Масленицы, Ивана Купала, Святок, Чистого четверга, Великодня и других.
И даже больше — сейчас, за последние десятилетия, начал наблюдаться постепенный расцвет славянской культуры. Существует много общин, которые восстанавливают родные традиции и приобщают к ним всех желающих. Они раскрывают людям знания, очень долго находившиеся в забытье, которые помогают в создании своей счастливой, здоровой и успешной жизни.
Если вы желаете получить чуть больше информации по данной теме, тогда советую ознакомиться со следующим видео: