Славянская мифология: существа и духи в народных поверьях
Прошло более тысячи лет с крещения Руси, но до сих пор живы в народной памяти славянские мифические существа. Кто не слышал про домового или русалку, лешего и банника? В последнее время мои подруги только и говорят про своих домовых, которые то помогают им найти вещи, то откровенно пакостят. Сегодня я хочу вам рассказать, как рассматривала славянская мифология существа и духов, как к ним относились наши предки. Современная научная мысль относит веру в потусторонний мир к фантазиям. Так это или нет, решать вам.
Что такое славянская мифология
Ученые рассматривают славянскую мифологию как пласт духовной культуры, объединяющий в себе религиозное мировоззрение и фольклор. Это духовный багаж народа, который формировался на протяжении многих веков до крещения Руси. Вся жизнь русского человека была пронизана верой в потусторонний мир, который помогал или вредил. До нас дошли народные обычаи, традиции, поверья и суеверия, связанные с мифологией.
Некоторые поверья настолько плотно вошли в сознание людей, что даже эпоха агрессивного атеизма не смогла их уничтожить. Например, многие до сих пор опасаются черной кошки и стучат по дереву, чтобы не сглазить удачу. Многие языческие традиции органично слились с христианством, обретя новый смысл и значение.
Вера в духов и различных существ образует так называемую низшую форму мифологии, в отличие от высшей — веры в богов. Мировоззрение славян четко отделяло высшую природу от низшей. Особенности славянского мировоззрения можно охарактеризовать следующим образом:
- пантеон верховных богов, обладающих огромной силой;
- священные животные и божества второго порядка;
- злые и добрые духи, обитающие рядом с человеком;
- мифические волшебные существа.
Славяне верили, что в центре всего мироздания находится Древо Жизни или Мировое Древо, которое располагается на острове посреди океана. Крона древа уходила в небеса и имела связь с высшим миром, корни опускались в низший мир духов. Древние славяне обожествляли всю природу и наполняли ее мифическими обитателями — существами. Куда бы не пришел человек, везде обитали духи. Некоторые из них сохранились в народном сознании и по сей день:
- домовые;
- лешие;
- русалки;
- дворовые.
Особую категорию духов составляли покойники, покинувшие наш мир по неестественным причинам. В народе почитали их нечистыми и верили, что они могут принести вред живым людям. Православная церковь причисляет эти существа к нечисти и учит своих прихожан справляться с ней постом и молитвой.
К сожалению, до наших времен не дошли оригинальные источники с описанием славянских мифических существ. Все, что мы имеем на сегодняшний день, это смутные и противоречивые устные описания того или иного существа. Возможно, некоторые из описаний придуманы уже в наши дни, чтобы восполнить пробел в знаниях. Однако эта информация не представляет никакой ценности для исследования.
Мифические существа
Аспид
Это существо представляет собой огромного крылатого змея с клювом, как у птицы. Аспид мог извергать пламя из пасти, был чернее ночи и охотился на животных. Иногда аспид нападал и на людей.
Этот монстр был неуязвим для любого вида оружия, но не мог приземлиться на землю: она его отторгала. Поэтому аспид обитал где-нибудь в горах и мог опираться только на камни. Аспид опасался звука трубы и мог погибнуть от огня. Поэтому славяне загоняли его в ловушку громкими звуками и уничтожали в огне.
Гамаюн
Это прообраз райской птицы, который символизирует жизнь, красоту и возрождение. Считается, что образ Гамаюн был позаимствован из персидской мифологии. Поначалу у Гамаюн не было ног, а иногда и крыльев. Но впоследствии народная фантазия наделила райскую птицу крыльями и лапами, а также ее стали изображать с женским лицом.
Несмотря на название «райская», птица Гамают смертна. Считалось плохой приметой, если она падала на землю и погибала: вскоре должен был погибнуть правитель или его приближенное лицо. Как же летала Гамаюн, если у нее не было крыльев? Народный фольклор наделил это сказочное существо огромным хвостом, с помощью которого и происходили перелеты с места на место.
Упырь
Это славянское мифическое существо тесно связано с поверьями о мире мертвых. В народе верили, что упырями после смерти могли стать:
- колдуны и ведьмы;
- самоубийцы;
- умершие насильственной смертью;
- отлученные от церкви анафемники.
Люди верили, что если похоронить подозрительного покойника лицом вниз за кладбищенской оградой, то он нее превратится в упыря. Часто таких покойников хоронили просто в лесу, на перекрестьях дорог или у болота. Для верности в тело вбивали осиновый кол, который накрепко соединял тело с землей. На Балканах упырей называли вампирами. Вера в этих существ стойко сохранялась вплоть до 19 века.
Кикимора
Это злобное существо обитало в домах, на болоте и в лесу. Люди верили, что в кикимор превращаются дети, умершие неестественной смертью, убитые, мертворожденные либо некрещеные. Кикимора могла захватить жилище, построенное в неправильном месте (на заброшенной могиле либо на месте гибели человека), однако, чаще всего их насылали ведьмы и колдуны.
Образ кикиморы был везде разный, в каждой местности ее представляли по-своему. Чаще всего это был образ сгорбленной старухи маленького роста, но иногда ее представляли в образе животного или в облике мужчины. Кикимора занималась пакостничеством — вредила в домашнем хозяйстве, особенно, в церковные праздничные дни. Она очень быстро перемещалась, поэтому поймать ее было невозможно.
В некоторых регионах кикимору почитали за безобидное существо, которое дружило с домовым и даже приносило пользу в хозяйстве. Однако ближе к нашим дням ее образ стали ассоциировать с болотной нечистью или лесным духом.
Леший
Это самый популярный и узнаваемый дух из всего пантеона славянских мифологических существ. У лешего много разных названий:
- лесовик;
- боровик;
- шатун;
- гаркун;
- моховик;
- и др.
Лешего почитали как хозяина леса, иногда ему приписывали содержание целой семьи. Жену называли лешачихой, которая рожала своему супругу множество детишек. Иногда можно встретить описание целой деревни леших, которая находилась в глухом лесу. Они вредили людям (заманивали в чащу и губили), воровали скот и занимались другими пакостными делами. В других регионах лешим приписывали такие качества, как мудрость и справедливость.
Охотники, придя в лес, обращались к лешему с просьбой помочь в деле. Также к лешему обращались с просьбой посодействовать в сборе ягод и грибов, не заблудиться в лесу. Иногда ему оставляли дары и подношения.
Водяной
Образ водяного до сих пор тревожит умы людей. Он почитается как хозяин водоемов и очень не любит людей и животных. В старину верили, что водяной поджидает своих жертв в омутах, чтобы погубить. Злобное существо старались всячески задобрить, идя на рыбалку. Также водяной был связан и с водяными мельницами, на которых мололи зерно. Чтобы он не портил муку, в жертву мельнице регулярно приносили птицу и мелкий скот.
Однако со временем образ водяного претерпел существенные изменения: он перестал восприниматься злобным существом. Как и леший, водяной мог предсказывать судьбу и даже помогать людям. Иногда его жалели, почитая за одинокое и несчастное существо.
Домовой
Отношение к домовому как к духу-покровителю жилища прослеживается не только в славянской мифологии. Практически у всех народов есть подобные существа. Изначально домовым считали умершего предка, которого после смерти наделяли сверхъестественными возможностями. С приходом христианства отношение к домовым не изменилось: считалось, что их посылает на помощь людям сам Бог.
На заметку! Чем лохматее выглядел домовой, тем больше богатства приносил в дом.
Люди верили, что от домового зависит благополучие семьи и достаток. Поэтому в избах бедняков домовой был совсем без одежды. А если кто-нибудь из семьи увидел домового в черном, это предвещало беду.
Места обитания домового были разными:
- за печкой;
- в красном углу;
- в сарае;
- на чердаке.
Но самым распространенным местом обитания считалась русская печь. Именно там и обитал домовик, вернее, за ней.
Названия домового:
- запечник;
- старожил;
- дедушко;
- домовик;
- доброхот;
- хозяин.
Если семья переезжала в другой дом, то непременно приглашала с собой и домового. Для этого хозяйка дома совершала специальный ритуал. А если домовой покидал дом по какой-либо причине, то совершали ритуал призыва домового. В наше время образ домового ассоциируется с мультфильмов, в котором он показан добрым трогательным существом.
Русалка
Об этом существе знают все, а в народе даже праздновали Русальную неделю — прощались с русалками до следующей весны. Показательно, что этот языческий праздник совпадает с христианской Троицей. Вот так тесно переплелись языческие и православные традиции в народном сознании. Люди верили,что перед Троицей, как и перед Рождеством, нечистые духи воды выходили на землю и пакостили людям.
Русалки обитали не только в водоемах, но и на лесных деревьях, и в полях. В Белоруссии их называют водяницами и купалками, на Украине — мавками. Русалкой могла стать девушка-утопленница, некрещеный ребенок или умершая незамужняя девушка. В некоторых регионах русалок считали проклятыми, обреченными нести бремя проклятия до пришествия Христа.
Образ у русалок мог быть разным: иногда их представляли в виде маленьких девочек, иногда в виде девушек, реже — в виде пожилых стариц. Но неотъемлемым атрибутом оставались длинные распущенные волосы, потому что в старые времена простоволосая женщина считалась нечистой и опозоренной. В западноевропейской мифологии русалки связаны с морем, поэтому имеют рыбий хвост.
Бабайка
Этим существом пугают маленьких детей, которые не слушаются и не хотят ложиться спать. Примечательно, что в тюркском языке слово «бабай» обозначает пожилого мужчину — дедушку. Но в русских народных поверьях бабай — злой старик, который может унести непослушного ребенка в мешке.
Внешность бабайки точно не определена, кроме одного — это старый дед. Народная фантазия может наделить это вымышленное существо любыми чертами внешности. В некоторых местностях бабайкой может быть даже старая женщина, но это в исключительных случаях.
Мавка
Это разновидность русалки, существо женского рода. Иногда носит называние Навка, так как связана с миром мертвых навью. В народном поверье мавками становились умершие до крещения или по неестественным причинам дети. На Украине их называли мертвушками или нейками. Образ мавки — это молодая девушка или семилетний ребенок с венком из цветов на голове. В отличие от русалок, мавки считаются злобными духами, цель которых — погубить людей.
Для защиты от мавок нужно было носить с собой чеснок или сильно пахнущие травы. Однако мавку можно было спасти, вернее, ее душу. Если это существо окропить святой водой, то дух освобождается от проклятья и уходит на небо.
Баба Яга
Это существо является посредником между миром живых и мертвых. Этот образ широко растиражирован советскими режиссерами, однако, представлен довольно поверхностно. На самом деле, все атрибуты этого мифологического существа несут глубокий сакральный смысл и связаны с проводами умершего:
- избушка на курьих ножках — жилище для души умершего;
- баня в избушке — омовение мертвого тела;
- трапеза — символизирует тризну.
Случайный гость в избушке у Бабы Яги — это новопреставленный, по которому совершают языческий ритуал.
Берегиня
Образ этого мифического существа трактуется неоднозначно. Одни исследователи связывают его с берегом, поэтому причисляют берегинь к русалкам. Другие исследователи считают, что берегини связаны со словом оберег и являются защитницами семьи и вообще всего живого на земле. В церковных трактатах средневековья берегини приравнены к низшим мифическим существам и сравниваются с упырями и иной нечистью.
Волколак
Этот образ восходит к ранним языческим верованиям, связанным с тотемами. Волколак (оборотень) — это колдун, который умеет на время превращаться в волка. На Балканском полуострове образ волколака связан с упырями-кровопийцами. Люди верили, что оборотень ведет двойную жизнь: днем он выглядит как человек, а по ночам носит звериную шкуру.
Опасность волколаков заключалась в неуязвимости: даже после физического уничтожения они могли подыматься из могил и причинять вред людям. Спасением от волколака мог стать только осиновый кол, забитый прямо в сердце.
Бес
Образ этого существа появился после крещения Руси. Скорее, бесами стали именовать прежних мифических существ, в которых верили язычники. Иными словами, бесы — это все объекты поклонения язычников, запрещенные христианской церковью. Например, к бесам причислен бог Велес, почитаемый в языческой вере. Облик бесов очень напоминает внешность Пана в древнегреческой мифологии: шерсть, рога, копыта и хвост.
Банник
Древние славяне верили, что в каждом помещении обитает потусторонний дух. Например, в доме — домовой, во дворе — дворовой, а в бане — банник. Он считался зловредным духом, которого стоило опасаться. Согласно народным верованиям банник любил париться после всех и омывался грязной водой. Это мелкий пакостник, который мог легко перевернуть тазик с водой либо ошпарить человека кипятком. Если в Чистый Четверг принести баннику в жертву курицу черного цвета, то он лишался своей темной силы ровно на год и не мог вредить.
Особенно опасным считался банный дух Шишига, который мог запарить человека до смерти. Поэтому в баню не ходили по одиночке и купание завершали до наступления темноты. В некоторых регионах России верили, что банный дух может быть женского пола, поэтому давали название — банница, обдериха.
Сказочные существа
Русские народные сказки сохранили множество существ, которые представляют собой вымыслы и фантазии древних славян.
Алконост
Это образ райской птицы, который был заимствован из греческой мифологии. Алконостом стала девушка, которую греческие боги превратили в птицу. Эта птица обитает в райском саду, иногда прилетает на землю — усмирить непогоду и бурю. Во время посещения земли Алконост освящает травы и плоды, окропляя их живой водой со своих крыльев. Алконоста считают посланницей богов, пение этой птицы наполняет душу миром и покоем. В живописи эту птицу изображают с женским лицом, грудью и руками.
Сирин
Эта птица составляет пару Алконосту. Однако Сирин не так безобидна, как Алконост. Ее пение может свести человека с ума и погубить. Также считается плохим предзнаменованием увидеть Сирин перед важным делом. Ее внешний облик отличается от Алконоста нимбом над головой.
Рарог
Это дух огня, хранитель домашнего очага. Его облик разнится: это либо птица сокол, либо огненный вихрь, либо искрящийся дракон. В древних сказаниях этот дух появился из золотого яйца, которое снесла Мировая Уточка.
Злыдень
Этот дух носит называние доли, недоли, лиха либо беды. По поверьям славян он обитал за печкой или в сундуке и почитался как отрицательная версия домового. Славяне считали, что злыдень может прицепиться к человеку и вместе с ним прийти в жилище, а вот изгнать его из дома будет очень трудно. Злыдни любят оседлать хозяина и кататься на его спине. Плохо, если в доме поселится целая компания злыдней. Считается, что их число может достигать двенадцати.
Злыдни портят жизнь хозяевам дома, приносят нищету и разруху. Поэтому их часто представляли в облике нищих стариков. Однако злыдней может изгнать домовой, если между ним и хозяевами дома налажен тесный контакт.