Святые места каббалистов
Святые места каббалистов включают в себя четыре израильских города: Иерусалим, Хеврон, Тверию и Цфат.
Иерусалим — это столица Израиля с 1949 года. Это древний город, в котором берут истоки три религии, основанные на Ветхом Завете: иудаизм, христианство и ислам. Иерусалим — это один из самых древних городов мира, первые поселения в нем возникли еще в 4-ом тысячелетии до н.э. В Книге Судей Ветхого Завета этот город упоминается как столица иевуссеев — племени, жившего на территории Иудеи до евреев в 3-ем тысячелетии до н.е. Еврейская история Иерусалима начинается в 11-м столетии до н.э., когда город был выбран столицей Израильского царства, а с 10-го столетия — объединенного Израильского и Иудейского. За свою долгую историю Иерусалим сменил много хозяев, что не мешает евреям считать его святым местом каббалистов. В разные годы Иерусалим находился под властью Вавилона, Персидской империи, Александра Македонского, Египта, Селевкидов. Сейчас Иерусалим — религиозный центр и центр мировой культуры. Ежегодно тысячи паломников посещают «вечный город».
Хеврон. Историк Иосиф Флавий подчеркивает, что этот город даже древнее, чем египетский Мемфис. В Ветхом Завете Хеврон упоминается с первых глав книги Бытия, правда, в то время он еще носил названия Мамре и Кирьят-Арба. С этим городом тесно связана жизнь одного из библейских патриархов Авраама, что делает Хеврон святым местом каббалистов. В Мамре Авраам соорудил жертвенник Богу, здесь же описываются встречи Авраама с тремя ангелами в дубраве. С тех пор считается, что дуб, растущий в Хевроне, растет здесь с сотворения мира и называется — мамрийский.
Тверия ежегодно принимает множество паломников, желающих посетить гробницы рабби Акивы, рабби Иоханана Бен-Закая и рабби Моше бен-Маймона — Маймонида. Эти национальные святыни иудеев делают Тверию одним из святых мест каббалистов. Город основан римским императором Тиберием, от его имени и происходит название города. Но поселения людей известны здесь еще с глубокой древности. Для каббалистов город интересен тем, что, согласно Талмуду, здесь проживал патриарх Иаков.
После разрушения Иерусалима в 70-м году н.э. центр еврейства оказался именно в Тверии. Это был один из немногочисленных городов Римской империи, в которых большая часть населения были евреи. Сюда из Иерусалима была перенесена еврейская академия, в йешивах Тверии собраны предписания и постановления, составляющие главную часть Талмуда — Мишну. Подводя итоги, мы видим, что Тверия по праву считается святым местом каббалистов: именно здесь была записана большая часть устного еврейского закона — Талмуда.
Но, пожалуй, мировым центром Каббалы, святым местом каббалистов всего мира, является Цфат. Этот необыкновенно красивый город расположен на вершине горы, откуда открывается вид неописуемой красоты: на западе можно увидеть Средиземное море, на юго-востоке — озеро Кинерет, на севере — вершину горы Хермон, всегда покрытую снегом. Будучи в 1492 году изгнанными из Испании, сюда стекались каббалисты со всего мира. Мудрые и добродетельные люди занимались изучением Торы, размышлением о сущности мироздания, что подняло город в религиозном и духовном плане. Именно здесь в 16-м столетии была основана первая типография на Ближнем Востоке, что вывело Цфат на новую культурную ступень. Многие из переселенцев вели активную торговлю тканями, маслом, сыром, мылом и другими вещами, они были людьми небедными, а, значит, могли способствовать процветанию города. Так, состоятельные евреи поддерживали бедняков, оплачивали обучение в школе детей неимущих. Таким образом, Цфат законно считается святым местом каббалистов, являясь на протяжении пяти веков центром изучения Каббалы.