Расшифруйте ваш генетический потенциал — таланты, уязвимости, мотивацию и ваше истинное предназначение!

Мусульманские праздники

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.

В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.

Если светский праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д.

Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — «Хиджрой» и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат.

Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца — ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню. Поэтому, например, 27-й день месяца Рамадан начинается с заходом Солнца 30 октября и захватывает 31 октября, до следующего захода Солнца.

Календарь мусульманских праздников и памятных дат на 1426 г. Хиджры (2005-2006 гг.)

Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума (араб. — день собрания) — пятница, именующаяся лучшим днем недели.

Джума — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота. В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье.

В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).

В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».

Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.

Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.

Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (болезнь и т. п.) особенно запрещено.

Немного о мусульманском лунном календаре — Хиджре.

Слово "Хиджрат" в переводе с арабского языка чаще всего употребляется как "уходить из одного места в другое", т.е. переселяться. Следовательно, "Хиджрат" — переселение. Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммада. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь, так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:

Месяцы (нечетные — 30 дней, четные — 29):

  1. Muharram — Мухаррам — "запретный, священный". В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы;
  2. Safar — Сафар — "желтый". Это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают;
  3. Rabi Al-Awal (Rabi" I) — Раби-уль-авваль - первый Раби. Хотя в современном арабском "раби" означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним;
  4. Rabi Al-Akher (Rabi" II) — Раби-уль-ахир — второй Раби;
  5. Jumada Al-Awal (Jumada I) — Джумад-уль-авваль — слово "джумада" происходит от глагола "застывать, замерзать". Это был зимний месяц;
  6. Jumada Al-Akher (Jumada II) — Джумад-уль-ахир — вторая джумада;
  7. Rajab — Раджаб — "воздержаться от насилия". Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий;
  8. Sha"ban — Шаабан — от глагола "разделяться". В этот месяц племена отправлялись в походы;
  9. Ramadan — Рамадан(по-персидски) или Рамазан(по-тюркски) — от глагола "быть раскаленным". В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность;
  10. Shawwal — Шавваль — от глагола "сниматься с места". Шавваль — месяц кочевий;
  11. Zul-Qa"dah — Зуль-Каада название происходит от глагола "сидеть, находится на месте". Зуль-Каада — месяц стоянок;
  12. Zul-Hijjah — Зуль-Хиджжа — от глагола "совершать паломничество";

Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, т.е. 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.

Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.

Цикл состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.

Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой а солнечный — високосный.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.

Каждый месяц начинается с новолуния, под которым в исламе подразумевается не самое близкое расположение Солнца и Луны, а появление молодого месяца после новолуния. То есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.

В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.

Полезный материал? Поделись с друзьями!
Личная карта по Дизайну Человека
Добавить комментарий

%
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: